Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской обл. от 24.04.2023 N 40 "О внесении изменений в приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 15 февраля 2019 г. N 20 "Об утверждении положений о комиссиях, создаваемых для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования на территории Волгоградской области"



КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 24 апреля 2023 г. в„– 40

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15 ФЕВРАЛЯ
2019 Г. в„– 20 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О КОМИССИЯХ,
СОЗДАВАЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Приказываю:
1. Внести в приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 15 февраля 2019 г. в„– 20 "Об утверждении положений о комиссиях, создаваемых для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования на территории Волгоградской области" следующие изменения:
1.1. В Положении о государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования на территории Волгоградской области, утвержденном названным приказом:
1) пункт 2.5 исключить;
2) пункт 3.1 исключить;
3) пункты 3.2 - 3.4 считать соответственно пунктами 3.1 - 3.3;
4) в абзаце пятом пункта 4.2 слова "предметных комиссий" заменить словом "ПК".
1.2. Положение о предметной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования на территории Волгоградской области, утвержденное названным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 1.
1.3. Положение о конфликтной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования на территории Волгоградской области, утвержденное названным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 2.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Председатель комитета
Л.М.САВИНА





Приложение 1
к приказу
комитета образования, науки
и молодежной политики
Волгоградской области
от 24.04.2023 в„– 40

"Утверждено
приказом
комитета образования, науки
и молодежной политики
Волгоградской области
от 15 февраля 2019 г. в„– 20

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Настоящим Положением о предметной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования на территории Волгоградской области (далее именуется - предметная комиссия) определяются цели, порядок формирования и структура предметной комиссии, права и обязанности ее членов, а также порядок организации работы.
Предметная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением, разработанным на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018 г. в„– 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (далее именуется - Порядок проведения ГИА-9).

1. Общие положения

1.1. Предметная комиссия создается по отдельному учебному предмету в целях:
проверки экзаменационных работ (в том числе устных ответов) по русскому языку, математике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее именуется - ГИА-9);
обеспечения соблюдения прав обучающихся при проведении ГИА-9.
1.2. Предметная комиссия в своей работе руководствуется:
законодательством Российской Федерации;
нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее именуется - Рособрнадзор) по вопросам организации и проведения ГИА-9;
нормативными правовыми актами и инструктивными документами комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области по вопросам организации и проведения ГИА-9;
настоящим Положением;
решениями государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Волгоградской области (далее именуется - ГЭК).
1.3. Организационно-технологическое сопровождение работы предметных комиссий осуществляет региональный центр обработки информации Волгоградской области (далее именуется - РЦОИ).
1.4. Предметная комиссия осуществляет проверку:
развернутых ответов участников экзаменов в форме основного государственного экзамена (далее именуется - ОГЭ), выполненных на бланках ответов в„– 2 (в том числе на дополнительных бланках ответов в„– 2);
развернутых письменных ответов участников экзаменов в форме государственного выпускного экзамена (далее именуется - ГВЭ), выполненных на бланках ответов на задания (в том числе на дополнительных бланках ответов на задания);
устных ответов участников экзаменов в форме ОГЭ по иностранным языкам;
устных ответов участников экзаменов в форме ГВЭ;
заданий практической части по информатике и ИКТ экзамена в форме ОГЭ.
1.5. Предметные комиссии проводят следующие виды проверок экзаменационных работ участников ОГЭ:
проверку двумя экспертами предметной комиссии (далее именуются - первая и вторая проверки), в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
третью проверку, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
перепроверку;
установление правильности оценивания развернутого ответа участника ГИА-9 (в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами);
межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
1.6. Предметные комиссии проводят следующие виды проверок экзаменационных работ участников ГВЭ:
первую и вторую проверки, третью проверку;
перепроверку;
установление правильности оценивания развернутого ответа апеллянта (в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами).
1.7. Предметная комиссия прекращает свою деятельность с момента создания предметной комиссии для проведения ГИА-9 в субъекте Российской Федерации в следующем году.

2. Структура и состав предметной комиссии

2.1. Создание и организацию деятельности предметной комиссии обеспечивает комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области (далее именуется - комитет).
2.2. По решению комитета в составе предметной комиссии создаются территориальные предметные подкомиссии, осуществляющие отдельные полномочия предметной комиссии на территории одного или нескольких муниципальных районов и (или) городских округов Волгоградской области.
2.3. Формирование составов предметных комиссий организуется председателем ГЭК не позднее чем за один месяц до начала проведения ГИА-9 на основании предложений, представленных председателями предметных комиссий.
2.4. При формировании составов предметных комиссий исключается возможность возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, входящего в состав предметной комиссии, или его близких родственников влияет или может повлиять на объективное исполнение возложенных на него обязанностей.
2.5. Кандидатуры председателей предметных комиссий представляются председателем ГЭК на согласование в Рособрнадзор.
2.6. Персональный состав предметной комиссии утверждается приказом комитета по согласованию с ГЭК.
2.7. В предметную комиссию включаются педагогические работники образовательных организаций, методисты, преподаватели профессиональных образовательных организаций, научно-педагогические работники, соответствующие требованиям пункта 2.10 настоящего Положения.
2.8. В состав предметной комиссии входят председатель предметной комиссии, заместитель(и) председателя предметной комиссии, председатели территориальных предметных подкомиссий и эксперты предметной комиссии. В отсутствие председателя предметной комиссии по объективным причинам его обязанности исполняет заместитель председателя предметной комиссии.
2.9. Численный состав предметной комиссии определяется исходя из числа участников ГИА-9, а также с учетом сроков и процедуры проверки экзаменационных работ.
2.10. Состав предметной комиссии формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету (далее именуется - документ о дополнительном профессиональном образовании);
наличие положительных результатов квалификационных испытаний на присвоение соответствующего статуса эксперта предметных комиссий, организуемых государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (далее именуется - ГАУ ДПО "ВГАПО"). Квалификационные испытания проводятся ежегодно.
2.11. Кандидаты в состав предметных комиссий, не соответствующие требованиям, установленным в пункте 2.9 настоящего Положения, не включаются в состав предметной комиссии.
2.12. По результатам успешно пройденного квалификационного испытания кандидату в состав предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии председателем предметной комиссии присваивается один из статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Для присвоения кандидату в состав предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии статуса эксперта устанавливается соответствие его квалификации:
требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения ГИА-9;
требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА-9;
требованиям к результатам квалификационного испытания.
2.13. Ведущий эксперт - статус, присваиваемый председателю и заместителю(ям) председателя предметной комиссии, председателю территориальной предметной подкомиссии, позволяющий осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне; участвовать в межрегиональных перекрестных проверках; привлекаться к работе конфликтной комиссии в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами в качестве эксперта по проверке правильности оценивания развернутого ответа участника ГИА-9; консультировать экспертов предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзамена; осуществлять первую, вторую, третью проверки и перепроверку развернутых ответов участников экзамена в составе предметной комиссии, осуществлять межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами; осуществлять отбор изображений не заполненных участниками экзаменов бланков ответов в„– 2, дополнительных бланков ответов в„– 2.
2.14. Председателю предметной комиссии присваивается статус "ведущий эксперт" без участия в квалификационном испытании.
2.15. Заместителями председателя предметной комиссии и председателями территориальных предметных подкомиссий назначаются эксперты, получившие статус "ведущий эксперт".
2.16. Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую, вторую и третью проверки и перепроверку развернутых ответов в составе предметной комиссии, консультировать экспертов предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзамена (по поручению председателя предметной комиссии), участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к работе конфликтной комиссии в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами в качестве эксперта по проверке правильности оценивания развернутого ответа участника ГИА-9.
2.17. Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую и вторую проверки.

3. Полномочия председателя предметной комиссии, заместителя
председателя предметной комиссии, председателя
территориальной предметной подкомиссии и эксперта
предметной комиссии

3.1. Председатель предметной комиссии осуществляет общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по отдельному учебному предмету:
соблюдает требования законодательных и иных нормативных правовых актов, инструкций, решений ГЭК;
представляет председателю ГЭК предложения по составу предметной комиссии;
по согласованию с руководителем РЦОИ формирует график работы предметной комиссии;
осуществляет контроль за выполнением графика работы предметной комиссии;
несет ответственность за своевременную и объективную проверку экзаменационных работ;
осуществляет консультирование председателей территориальных предметных подкомиссий и экспертов предметных комиссий по вопросам оценивания экзаменационных работ (в том числе устных ответов);
инструктирует экспертов предметной комиссии о порядке проведения проверки и оценивания экзаменационных работ;
взаимодействует с руководителем РЦОИ, председателем конфликтной комиссии, комиссией по разработке контрольных измерительных материалов;
своевременно информирует РЦОИ о невозможности экспертов территориальной предметной подкомиссии по объективным причинам принять участие в проверке экзаменационных работ;
обеспечивает соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке экзаменационных работ, хранении и передаче результатов проверки заданий экзаменационных работ с развернутым ответом в РЦОИ;
обеспечивает присутствие в помещениях для работы предметной комиссии только допущенных членов предметной комиссии, а также лиц, указанных в пунктах 5.16, 5.17 настоящего Положения;
информирует руководство ГЭК о ходе проверки экзаменационных работ при возникновении проблемных ситуаций;
информирует руководство ГЭК об обнаружении некорректных заданий в экзаменационных работах;
участвует в работе конфликтной комиссии по ее запросу;
обсуждает и составляет с членами предметной комиссии итоговый отчет о результатах работы предметной комиссии;
готовит и передает руководству ГЭК информацию о типичных ошибках в ответах выпускников;
дает указания членам предметной комиссии в рамках своих полномочий;
отстраняет по согласованию с ГЭК членов предметной комиссии от участия в работе предметной комиссии в случае возникновения проблемных ситуаций;
своевременно информирует руководство ГЭК о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков проверки экзаменационных работ.
3.2. Председатель территориальной предметной подкомиссии в рамках своих компетенций подчиняется председателю (заместителю председателя) предметной комиссии.
3.3. Председатель территориальной предметной подкомиссии осуществляет общее руководство и координацию деятельности территориальной предметной подкомиссии по отдельному учебному предмету:
соблюдает требования законодательных и иных нормативных правовых актов, инструкций, решений ГЭК;
несет ответственность за своевременную и объективную проверку экзаменационных работ;
своевременно информирует РЦОИ о невозможности экспертов территориальной предметной подкомиссии по объективным причинам принять участие в проверке экзаменационных работ;
инструктирует экспертов территориальной предметной подкомиссии о порядке проведения проверки и оценивания экзаменационных работ;
обеспечивает соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке экзаменационных работ, хранении и передаче результатов проверки заданий экзаменационных работ с развернутым ответом в РЦОИ;
обеспечивает присутствие в помещениях для работы территориальной предметной подкомиссии только допущенных членов территориальной предметной подкомиссии, а также лиц, указанных в пунктах 5.16, 5.17 настоящего Положения;
организует оперативное согласование подходов к оцениванию каждого задания с развернутым ответом перед началом работы экспертов территориальной предметной подкомиссии;
дает указания экспертам территориальной предметной подкомиссии в рамках своих полномочий;
организует учет рабочего времени экспертов территориальной предметной подкомиссии, затраченного на проверку экзаменационных работ;
информирует председателя (заместителя председателя) предметной комиссии и РЦОИ о ходе проверки экзаменационных работ при возникновении проблемных ситуаций;
информирует председателя (заместителя председателя) предметной комиссии об обнаружении некорректных заданий в экзаменационных работах;
участвует в работе конфликтной комиссии по ее запросу;
представляет председателю (заместителю председателя) предметной комиссии материалы для итогового отчета о результатах работы территориальной предметной подкомиссии по запросу;
готовит и передает председателю (заместителю председателя) предметной комиссии информацию о типичных ошибках в ответах выпускников по запросу;
своевременно информирует председателя (заместителя председателя) предметной комиссии о возникшей проблемной ситуации, которая может повлечь отстранение экспертов территориальной предметной подкомиссии от участия в работе.
3.5. Эксперт предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии (далее именуется - эксперт):
получает разъяснения по вопросам, касающимся процедуры проверки экзаменационных работ, применения (использования) критериев оценивания выполнения экзаменационных работ, а также других необходимых для работы материалов и документов, обсуждает с председателем предметной комиссии процедурные вопросы проверки экзаменационных работ;
согласовывает свой план-график работ по проверке экзаменационных работ;
принимает участие в обсуждении итогового отчета о работе предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии, вносит в него свои предложения.
3.6. Эксперт обязан:
объективно проверять экзаменационные работы в соответствии с требованиями рекомендаций и инструкций организации - разработчика экзаменационных заданий и оценивать их, придерживаясь установленных критериев оценивания выполнения экзаменационных заданий;
профессионально и добросовестно выполнять возложенные на него функции, соблюдать этические и моральные нормы;
соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;
информировать председателя предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии о проблемах, возникающих при проверке экзаменационных работ;
незамедлительно информировать председателя предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки экзаменационных работ и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности предметной комиссии.

4. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных
работ участников экзамена

4.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА-9 реализуется система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов осуществляются на региональном уровне.
4.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзамена на региональном уровне организуются комитетом и ГАУ ДПО "ВГАПО".
4.3. На региональном уровне система согласования включает следующие мероприятия:
внедрение согласованных на региональном уровне подходов к проверке и оцениванию в процессе подготовки экспертов предметной комиссии;
согласование подходов к оцениванию каждого задания с развернутым ответом после получения критериев оценивания из РЦОИ между председателями территориальных предметных подкомиссий, осуществляемое под руководством председателя предметной комиссии и/или заместителя председателя предметной комиссии;
проведение председателями территориальных предметных подкомиссий до начала работы территориальных предметных подкомиссий (после получения критериев оценивания из РЦОИ) оперативного согласования подходов к оцениванию экспертами территориальных предметных подкомиссий каждого задания с развернутым ответом;
обязательное проведение оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами территориальных предметных подкомиссий непосредственно перед проверкой экзаменационных работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников экзаменов (или накануне) после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.

5. Организация работы предметной комиссии

5.1. РЦОИ обеспечивает предметные комиссии обезличенными копиями экзаменационных работ участников ГИА-9.
5.2. При проверке устных ответов на задания раздела "Говорение" ОГЭ по иностранным языкам предметные комиссии обеспечиваются файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов по иностранным языкам и специализированными программными средствами для их прослушивания.
5.3. При проверке устных ответов на задания ГВЭ предметные комиссии обеспечиваются файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов или протоколами устных ответов участников экзамена.
5.4. При проверке практической части по информатике и ИКТ эксперт получает от РЦОИ файлы практической части экзаменационной работы участника экзамена, кроме информатики и ИКТ в компьютерной форме.
5.5. Записи на контрольных измерительных материалах для проведения ОГЭ, текстах, темах, заданиях, билетах для проведения ГВЭ, а также листах бумаги для черновиков не обрабатываются и не проверяются.
5.6. При осуществлении проверки экзаменационных работ участников ОГЭ, ГВЭ экспертам выдаются критерии оценивания экзаменационных работ. После завершения проверки критерии оценивания экзаменационных работ передаются в органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области (далее именуются - МОУО).
5.7. Экспертам запрещается менять рабочее место без разрешения председателя предметной комиссии/председателя территориальной предметной подкомиссии, переговариваться с другими членами предметной комиссии, иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, копировать и выносить из указанных помещений экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах.
5.8. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы. Результаты каждого оценивания вносятся в протоколы проверки, которые после заполнения передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
5.9. В случае существенного расхождения в баллах (существенное расхождение в баллах определяется в критериях оценивания по отдельному учебному предмету), выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка, которую проводит третий эксперт, назначаемый председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.
5.10. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными.
5.11. Распределение функций между экспертами осуществляется председателем предметной комиссии и председателями территориальных предметных подкомиссий в зависимости от статуса, присвоенного эксперту.
5.12. Для проведения третьей проверки назначаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году.
5.13. Для установления правильности оценивания экзаменационной работы участника ГИА-9, в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами, привлекаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году и ранее не проверявшие данную экзаменационную работу.
5.14. Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников ГИА-9, инициированной комитетом, привлекаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" и "старший эксперт", имеющие опыт первой, второй и/или третьей проверки в текущем году, ранее не проверявшие данную экзаменационную работу.
5.15. Для проведения межрегиональной перекрестной перепроверки в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами привлекаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт" и не проверявшие ранее экзаменационную работу данного участника экзамена (в случае, когда экзаменационная работа проверялась в рамках межрегиональной перекрестной проверки).
5.16. В местах работы предметных комиссий/территориальных предметных подкомиссий допускается присутствие:
членов ГЭК - по решению председателя ГЭК;
общественных наблюдателей, аккредитованных в установленном порядке;
должностных лиц Рособрнадзора, комитета, а также иных лиц, определенных Рособрнадзором и комитетом - по решению указанных органов.
5.17. Предметная комиссия работает в помещениях, исключающих возможность допуска к ней посторонних лиц (за исключением сотрудников РЦОИ, осуществляющих организационно-технологическое сопровождение работы предметной комиссии) и распространение информации ограниченного доступа.
5.18. После окончания проверки экзаменационных работ и получения результатов оценивания каждой экзаменационной работы, включая оценивание кратких ответов, РЦОИ предоставляет председателю предметной комиссии (и привлеченным к этой работе председателем предметной комиссии экспертам предметной комиссии) информацию о полном спектре кратких ответов на каждое задание КИМ с кратким ответом, а также информацию о том, каким баллом был оценен этот ответ, и о количестве и доле участников экзамена, давших такой ответ.
Председатель предметной комиссии (совместно с привлеченными экспертами предметной комиссии) на основании полученной информации о кратких ответах участников ОГЭ уточняют перечень кратких ответов, которые могут и должны быть также засчитаны правильными при автоматизированной проверке кратких ответов. При наличии случаев, при которых ответ был оценен неверным количеством баллов (например, когда балл выставлен за неверный ответ), указывает на необходимость оценивания таких ответов соответствующим баллом (например, нулем баллов).
После уточнения перечня кратких ответов РЦОИ проводит автоматизированную проверку экзаменационных работ (кратких ответов в них).
5.19. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, решение принимает председатель предметной комиссии и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК.
5.20. По завершении проверки использованные экспертами материалы подлежат учету, хранению и уничтожению в порядке, установленном комитетом.

6. Ответственность председателя предметной комиссии,
заместителя(ей) председателя предметной комиссии,
председателя территориальной предметной подкомиссии,
эксперта

6.1. Эксперт может быть исключен из состава предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии в случае:
предоставления о себе недостоверных сведений;
утери подотчетных документов;
невыполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей;
возникновения конфликта интересов;
нарушения требований п. 5.7 настоящего Положения.
6.2. Информацию о необходимости исключения эксперта из состава предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии с аргументированным обоснованием председатель предметной комиссии направляет председателю ГЭК. Окончательное решение по вопросу исключения эксперта предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии из состава предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии принимает комитет после проведенного ГЭК рассмотрения ситуации.
6.3. В случае нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, злоупотребления установленными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, председатель предметной комиссии, заместитель(и) председателя предметной комиссии, председатели территориальных предметных подкомиссий и эксперты предметной комиссии несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации."

Начальник отдела государственной
итоговой аттестации
и оценки качества общего
образования комитета
М.С.БЕЙТУГАНОВА





Приложение 2
к приказу
комитета образования, науки
и молодежной политики
Волгоградской области
от 24.04.2023 в„– 40

"Утверждено
приказом
комитета образования, науки
и молодежной политики
Волгоградской области
от 15 февраля 2019 г. в„– 20

ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНФЛИКТНОЙ КОМИССИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Настоящим Положением о конфликтной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования на территории Волгоградской области (далее именуется - конфликтная комиссия) определяются цели, порядок формирования и структура конфликтной комиссии, ее полномочия и функции, права и обязанности членов, а также порядок организации работы.
Конфликтная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением, разработанным на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", совместного приказа Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018 г. в„– 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования".

1. Общие положения

1.1. Конфликтная комиссия создается в целях обеспечения соблюдения прав обучающихся при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее именуется - ГИА-9).
1.2. Конфликтная комиссия в своей работе руководствуется:
законодательством Российской Федерации;
нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее именуется - Рособрнадзор) по вопросам организации и проведения ГИА-9;
нормативными правовыми актами и инструктивными документами комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области по вопросам организации и проведения ГИА-9;
настоящим Положением;
решениями государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования на территории Волгоградской области (далее именуется - ГЭК).
1.3. Информационное и организационно-технологическое сопровождение работы конфликтной комиссии осуществляет региональный центр обработки информации Волгоградской области (далее именуется - РЦОИ).

2. Порядок формирования, структура и полномочия
конфликтной комиссии

2.1. Создание и организацию деятельности конфликтной комиссии обеспечивает комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области (далее именуется - комитет).
2.2. Конфликтная комиссия:
принимает и рассматривает апелляции участников ГИА-9 по вопросам нарушения Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018 г. в„– 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (далее именуется - Порядок проведения ГИА-9), а также о несогласии с выставленными баллами;
по представлению председателя предметной комиссии привлекает к рассмотрению апелляции о несогласии с выставленными баллами эксперта предметной комиссии по соответствующему учебному предмету (ранее не проверявшему экзаменационную работу участника ГИА-9, подавшего апелляцию) для установления правильности оценивания развернутых ответов;
принимает по результатам рассмотрения апелляции решение об удовлетворении или отклонении апелляции участника ГИА-9;
информирует участников ГИА-9, подавших апелляции, и (или) их родителей (законных представителей), а также ГЭК о принятых решениях не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующих решений.
2.3. Состав конфликтной комиссии формируется из представителей:
комитета;
РЦОИ;
государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (далее именуется - ГАУ ДПО "ВГАПО");
органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области (далее именуются - МОУО);
организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2.4. В состав конфликтной комиссии не включаются члены государственной экзаменационной комиссии и члены предметных комиссий.
2.5. Численный состав конфликтной комиссии определяется исходя из числа участников ГИА-9, а также с учетом сроков и процедуры рассмотрения апелляций.
2.6. В состав конфликтной комиссии входят председатель конфликтной комиссии, заместитель председателя конфликтной комиссии, ответственный секретарь конфликтной комиссии, члены конфликтной комиссии, имеющие равное право голоса. В отсутствие председателя конфликтной комиссии по объективным причинам его обязанности исполняет заместитель председателя конфликтной комиссии. В отсутствие секретаря конфликтной комиссии его обязанности выполняет другой член конфликтной комиссии по решению председателя конфликтной комиссии или его заместителя.
2.7. При формировании состава конфликтной комиссии исключается возможность возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, входящего в состав конфликтной комиссии, или его близких родственников влияет или может повлиять на объективное исполнение возложенных на него обязанностей.
2.8. Персональный состав конфликтной комиссии утверждается приказом комитета.
2.9. Общее руководство, координацию деятельности конфликтной комиссии, распределение обязанностей между заместителем председателя конфликтной комиссии, членами конфликтной комиссии и контроль за работой конфликтной комиссии осуществляет ее председатель.
2.10. Председатель конфликтной комиссии, заместитель председателя конфликтной комиссии несут персональную ответственность за решения, принятые в рамках работы конфликтной комиссии; за своевременное и объективное рассмотрение апелляции; за информирование ГЭК о принятых решениях.
2.11. Ответственный секретарь конфликтной комиссии осуществляет регистрацию апелляций, информирует членов конфликтной комиссии о времени рассмотрения апелляций, оформляет документы по основным видам работ конфликтной комиссии.
2.12. Члены конфликтной комиссии участвуют в заседаниях конфликтной комиссии и выполняют возложенные на них функции.
Член конфликтной комиссии обязан:
объективно проводить процедуру апелляции;
профессионально и добросовестно выполнять возложенные на него функции, соблюдать этические и моральные нормы;
соблюдать конфиденциальность и установленный порядок проведения апелляции;
информировать председателя конфликтной комиссии о проблемах, возникающих при рассмотрении апелляции, а также о случаях нарушения Порядка проведения ГИА-9.2.15. Председателю, заместителю председателя, членам конфликтной комиссии во время заседания конфликтной комиссии запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, копировать и выносить из указанных помещений экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах.
2.16. Член конфликтной комиссии может быть исключен из состава конфликтной комиссии в случае:
предоставления о себе недостоверных сведений;
невыполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей;
возникновения конфликта интересов.
2.17. Для исключения члена конфликтной комиссии из ее состава председатель конфликтной комиссии направляет аргументированное представление в комитет.
2.18. Решение об исключении члена конфликтной комиссии из состава конфликтной комиссии принимается комитетом на основании представления председателя конфликтной комиссии.

3. Прием и рассмотрение апелляций

3.1. Конфликтная комиссия принимает в письменной форме апелляции участника ГИА-9 или его родителя (законного представителя) о нарушении Порядка проведения ГИА-9 и (или) о несогласии с выставленными баллами.
3.2. Участник ГИА-9 вправе отозвать апелляцию: о нарушении Порядка проведения ГИА-9 в день ее подачи; о несогласии с выставленными баллами в течение одного рабочего дня, следующего за днем подачи указанной апелляции, но не позднее дня заседания конфликтной комиссии.
3.3. Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры заданий по учебным предметам, а также по вопросам, связанным с оцениванием результатов выполнения заданий экзаменационной работы с кратким ответом, нарушением участником ГИА-9 требований Порядка проведения ГИА-9 или неправильным оформлением экзаменационной работы.
3.4. Конфликтная комиссия не рассматривает листы бумаги для черновиков со штампом образовательной организации, на базе которой расположен пункт проведения экзамена (далее именуется - ППЭ), и записи на контрольных измерительных материалах (далее именуется - КИМ) для проведения основного государственного экзамена (далее именуется - ОГЭ), текстах, темах, заданиях, билетах для проведения государственного выпускного экзамена (далее именуется - ГВЭ-9) в качестве материалов апелляции о несогласии с выставленными баллами.
3.5. Привлеченный эксперт предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии (далее именуется - эксперт) (ранее не проверявший работу апеллянта) устанавливает правильность оценивания развернутых ответов экзаменационной работы апеллянта или необходимость изменения баллов за выполнение заданий с развернутым ответом с обязательной содержательной аргументацией и указанием на конкретный критерий оценивания, требованиям которого соответствует выставляемый им балл.
3.6. При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не проводится лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении соответствующего экзамена либо ранее проверявшими экзаменационную работу участника ГИА-9, подавшего апелляцию.
В целях выполнения своих функций конфликтная комиссия запрашивает у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе листы (бланки) для записи ответов, КИМ для проведения ОГЭ, тексты, темы, задания и билеты для проведения ГВЭ-9, протоколы проверки экзаменационных работ предметными комиссиями, протоколы устных ответов, устные ответы на аудионосителях, файлы с ответами участника на задания практической части по информатике и ИКТ (далее - апелляционные материалы), а также сведения о лицах, присутствовавших в ППЭ, иные сведения о соблюдении Порядка проведения ГИА-9.
Участники ГИА-9 и (или) их родители (законные представители) при желании могут присутствовать при рассмотрении апелляции.
При рассмотрении апелляции также могут присутствовать:
а) члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;
б) аккредитованные общественные наблюдатели;
в) должностные лица Рособрнадзора, иные лица, определенные Рособрнадзором, а также должностные лица комитета.
Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.
Конфликтная комиссия не позднее чем за один рабочий день до даты рассмотрения апелляции информирует участников ГИА-9, подавших апелляции, о времени и месте их рассмотрения.
Конфликтная комиссия работает в помещениях, исключающих возможность допуска к ней посторонних лиц (за исключением сотрудников РЦОИ, осуществляющих организационно-технологическое сопровождение работы конфликтной комиссии) и распространение информации ограниченного доступа.
3.7. Апелляцию о нарушении Порядка проведения ГИА-9 (за исключением случаев, установленных пунктом 3.3 настоящего Положения) участник ГИА-9 подает в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету члену ГЭК, не покидая ППЭ.
В целях проверки изложенных в апелляции сведений о нарушении Порядка проведения ГИА-9 членом ГЭК организуется проведение проверки при участии организаторов, технических специалистов, специалистов по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, экзаменаторов-собеседников, экспертов, оценивающих выполнение лабораторных работ по химии, не задействованных в аудитории, в которой сдавал экзамен участник ГИА-9, подавший апелляцию, общественных наблюдателей, сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка и (или) сотрудников органов внутренних дел (полиции), медицинских работников, а также ассистентов. Результаты проверки оформляются в форме заключения. Апелляция о нарушении Порядка проведения ГИА-9 и заключение о результатах проверки в тот же день передаются членом ГЭК в конфликтную комиссию.
При рассмотрении апелляции о нарушении Порядка проведения ГИА-9 конфликтная комиссия рассматривает апелляцию, заключение о результатах проверки и выносит одно из решений:
об отклонении апелляции;
об удовлетворении апелляции.
При удовлетворении апелляции о нарушении Порядка проведения ГИА-9 результат экзамена, по процедуре которого участником ГИА-9 была подана указанная апелляция, аннулируется и участнику ГИА-9 предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему учебному предмету в иной день, предусмотренный едиными расписаниями ОГЭ, ГВЭ-9.
Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию о нарушении Порядка проведения ГИА-9 в течение двух рабочих дней, следующих за днем ее поступления в конфликтную комиссию.
3.8. Апелляция о несогласии с выставленными баллами, в том числе по результатам перепроверки экзаменационной работы, подается в течение двух рабочих дней, следующих за официальным днем объявления результатов ГИА-9 по соответствующему учебному предмету.
Участники ГИА-9 или их родители (законные представители) на основании документов, удостоверяющих личность, подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами в образовательную организацию, в которой они были допущены к ГИА-9. Руководитель образовательной организации, принявший апелляцию, передает ее в конфликтную комиссию в течение одного рабочего дня после ее получения.
По решению комитета подача и (или) рассмотрение апелляций о несогласии с выставленными баллами организуются с использованием информационно-коммуникационных технологий при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
Рассмотрение апелляции о несогласии с выставленными баллами организуется в течение четырех рабочих дней, следующих за днем ее поступления в конфликтную комиссию.
3.9. Рассмотрение апелляций о несогласии с выставленными баллами проводится в присутствии (или) отсутствие участника ГИА-9 и (или) его родителя (законного представителя) территориальными конфликтными подкомиссиями с привлечением эксперта, не проверявшего работу участника, подавшего апелляцию.
3.10. Апелляционные материалы предъявляются участнику ГИА-9 (при его участии в рассмотрении апелляции). Участник ГИА-9 (участник ГИА-9, не достигший возраста 14 лет, - в присутствии родителей (законных представителей) письменно подтверждает, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы, файлы с ответами участника на задания практической части по информатике и ИКТ, файлы с цифровой аудиозаписью его устного ответа, протоколы проверки.
3.11. Эксперт, привлекаемый к работе территориальной конфликтной подкомиссии (из числа ранее не проверявших работу апеллянта), в ходе рассмотрения апелляции отвечает в рамках своей компетенции на вопросы участника ГИА-9, подавшего апелляцию.
3.12. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и изменении баллов.
3.13. В случае удовлетворения апелляции количество ранее выставленных баллов может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества баллов.
3.14. В случае удовлетворения апелляции конфликтная комиссия передает соответствующую информацию в РЦОИ с целью пересчета результатов ГИА-9 средствами региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
3.15. После получения из РЦОИ обновленных результатов ГИА-9 и утверждения их председателем ГЭК обновленные результаты ГИА-9 передаются в образовательные организации, органы местного самоуправления для ознакомления участников ГИА-9.
3.16. Срок полномочий конфликтной комиссии - до издания приказа комитета о создании конфликтной комиссии для проведения ГИА-9 в следующем году."

Начальник отдела
государственной итоговой
аттестации и оценки качества
общего образования комитета
М.С.БЕЙТУГАНОВА


------------------------------------------------------------------