Постановление Губернатора Волгоградской обл. от 11.05.2023 N 233 "Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года"



ГУБЕРНАТОР ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2023 г. в„– 233

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ И
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ПРОГНОЗОМ ДО 2035 ГОДА

Во исполнение пункта 1 раздела II протокола заседания Президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллина М.Ш. от 03 ноября 2022 г. в„– 68 постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Волгоградской области
А.И.БОЧАРОВ





Утверждена
постановлением
Губернатора
Волгоградской области
от 11 мая 2023 г. в„– 233

СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
С ПРОГНОЗОМ ДО 2035 ГОДА

1. Общие положения

1.1. Введение

Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (далее именуется - Стратегия) разработана во исполнение пункта 1 раздела II протокола заседания президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллина М.Ш. от 03 ноября 2022 г. в„– 68.
Стратегия разработана с учетом:
Федерального закона от 28 июня 2014 г. в„– 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. в„– 3268-р;
Закона Волгоградской области от 31 декабря 2015 г. в„– 247-ОД "О стратегическом планировании в Волгоградской области";
Закона Волгоградской области от 28 декабря 2021 г. в„– 134-ОД "О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года";
иных документов стратегического планирования.
Основной целью Стратегии является обеспечение достижения к 2030 году национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в том числе национальных целей "комфортная и безопасная среда для жизни" и "цифровая трансформация".
Задачами для достижения указанной цели являются:
повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды;
формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
повышение энергоэффективности строящихся и существующих объектов капитального строительства и коммунальных систем;
вовлечение в хозяйственный оборот ранее не задействованных для строительства земельных участков, повышение эффективности использования земельных участков, предназначенных для строительства;
создание условий для преодоления последствий кризисных явлений за счет строительной отрасли как основы для восстановления экономики.
Стратегическое развитие строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства базируется на реализации наиболее эффективных мер и инструментов, а также на ресурсном обеспечении реализации Стратегии.
Формирование новых жилищных возможностей для граждан позволяет определить основные стратегические приоритеты жилищной политики, создать условия для комплексного обновления населенных пунктов и повышения качества жизни граждан. Жилищное строительство и обновление городов с учетом социальных и экономических эффектов являются ключевыми элементами Стратегии, которые формируют задачи по развитию строительной отрасли и ее ресурсному обеспечению.
Новый ритм строительству должны придать три направления его трансформации - административная, цифровая и профессиональная. Ключевыми задачами этих направлений являются:
сокращение продолжительности инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30 процентов;
обеспечение максимальной прозрачности его процедур за счет их цифровизации;
исключение избыточных ограничений по использованию земельных участков для строительства, в том числе реформа регулирования зон с особыми условиями использования территорий;
установление целевых ориентиров для совершенствования правил допуска на рынок строительных услуг новых организаций;
привлечение необходимых для выполнения поставленных задач строительных ресурсов и повышение производительности труда.
В целях развития и модернизации коммунальной инфраструктуры Стратегией предусмотрена реализация долгосрочной комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры, благодаря которой отрасль жилищного хозяйства сможет выдержать нагрузку в связи с увеличивающимися темпами строительства, а также повысится качество предоставляемых гражданам коммунальных услуг. Необходимы кардинальные решения, направленные на повышение энергетической эффективности систем инженерно-технического обеспечения путем поэтапного снижения их износа, уменьшения потерь в сетях инженерно-технического обеспечения и аварийности этих систем.
В совокупности весь комплекс мероприятий Стратегии, направленный на повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды, формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечит рост инвестиций и увеличение вклада отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства в валовой внутренний продукт.
Реализация Стратегии осуществляется в два этапа:
I этап - 2023 - 2024 годы;
II этап - 2025 - 2030 годы с ориентиром на достижение прогнозных значений показателей до 2035 года.
В качестве базового периода определен 2022 год.
В Стратегии используются следующие основные понятия:
бережливое строительство - управленческая концепция, призванная сократить все возможные виды затрат, которые возникают в процессе производства (потери материалов, времени и усилий), в целях получения максимально возможной стоимости. Главные принципы бережливого строительства - систематизация всех звеньев производственного процесса и оптимизация работы каждого из них для достижения наибольшей эффективности;
городская агломерация - совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 250 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми и социальными, связями;
"здоровые улицы" - подход, который позволяет принимать взвешенные решения в транспортной и градостроительной политике с учетом приоритетов в области здравоохранения граждан;
"зеленое строительство" - вид строительства и эксплуатации зданий с минимальным воздействием на окружающую среду, в том числе в целях снижения уровня потребления энергетических и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла объекта капитального строительства;
"зеленые здания" - здания, возведенные при помощи технологий, обеспечивающих экологичность и безопасность;
"зеленые решения" - инновационные и экологичные ресурсы и материалы, которые имеют новые и улучшенные технологические характеристики, направленные на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду;
"зеленые стандарты" - стандарты, устанавливающие требования к "зеленым" технологиям среды жизнедеятельности и "зеленой" инновационной продукции;
институт заказчиков работ и услуг для многоквартирных домов - система взаимоотношений между собственниками помещений в многоквартирном доме и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, или организациями, предоставляющими услуги по обслуживанию и текущему ремонту общего имущества;
типовое проектирование - разработка проектной и сметной документации на здания, сооружения и (или) их части (строительные конструкции), предназначенные для многократного повторного применения в строительстве;
цифровой двойник объекта капитального строительства - синхронизированная цифровая копия объекта капитального строительства, представляющая собой виртуальную модель, воспроизводящую форму оригинального объекта и все характерные для такого оригинала процессы, что позволяет однозначно идентифицировать все исторические изменения, выполненные для объекта-оригинала, а также прогнозировать жизненный цикл копируемого объекта;
инфраструктурный бюджетный кредит по ставке 3 процента на срок не менее 15 лет - инструмент регионального развития;
ветхое жилье - вид жилого дома, техническое состояние основных конструктивных элементов которого в результате высокого физического износа (70 процентов и более) перестало удовлетворять заданным эксплуатационным характеристикам и требованиям;
аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирном доме, которые признаны в установленном порядке до 01 января 2017 г. или применительно к положениям главы 6.5 Федерального закона от 21 июля 2007 г. в„– 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" после 01 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

1.2. Текущая ситуация в строительной отрасли

Строительство является одной из самых значимых отраслей экономики нашей страны, определяет динамику ее развития, обеспечивает занятость, доходы граждан, а также вносит непосредственный вклад в создание комфортных и удобных условий жизнедеятельности граждан.
В 2022 году общий вклад строительной отрасли в экономику Волгоградской области с учетом смежных отраслей характеризуется следующими показателями:
общее количество занятых в строительной отрасли на 01 января 2023 г. составило 23058 человек, средний размер заработной платы в строительной отрасли региона составил 40370 рублей;
объем работ, выполненных собственными силами организаций по виду деятельности "Строительство", в 2022 году составил 106,2 млрд. рублей (118,2 процента к уровню 2021 года);
в консолидированный бюджет Волгоградской области от строительных организаций в 2022 году поступили налоговые доходы в размере 5,8 млрд. рублей.
В 2022 году ввод жилья в Волгоградской области составил 798,5 тыс. кв. метров, из них многоквартирные дома - 290,7 тыс. кв. метров, индивидуальное жилищное строительство - 507,8 тыс. кв. метров.
Развитие и поддержка строительной отрасли будет способствовать импортозамещению, созданию новых рабочих мест, увеличению спроса на продукцию промышленных производств, а результаты, которые могут быть достигнуты в этих отраслях, окажут непосредственное влияние на улучшение качества жизни граждан, создание комфортной и безопасной среды, нового качества инфраструктуры для жизни, работы и отдыха человека - главного капитала нашей страны.
Стратегическая задача - реализовать потенциал строительного комплекса, что обеспечит основу для развития региона.

2. Анализ лучших мировых практик и тенденций

2.1. Изменение образа жизни и тенденций

Жилье входит в число базовых потребностей человека, поэтому основной задачей является обеспечение граждан качественным и доступным жильем. Вместе с тем демографические изменения, ускорение темпов урбанизации, изменения в научно-технологическом развитии формируют глобальные вызовы для жилищной сферы.
Устойчивыми тенденциями в последние годы становятся популяризация здорового образа жизни и "зеленых решений", переход к совместному использованию товаров (экономика совместного потребления), рост спроса на впечатления и развлечения (креативная экономика). Растет спрос на формирование здоровой городской среды, внедрение приоритетов здоровья во все аспекты городского управления.
Смена потребительских предпочтений увеличивает запрос на инфраструктуру рядом с домом, на новые архитектурные проекты, сочетающие функциональность, эстетику и комфорт. По мере увеличения плотности застройки в городах растет ценность личного пространства. Большое внимание уделяется проблемам экологии, сохранения комфортной и безопасной среды обитания для будущих поколений. В мировой строительной практике это нашло свое отражение в интенсивно развивающемся направлении "строительство "зеленых зданий".

2.2. Формирование комфортной городской среды

Особое значение в настоящее время приобретает комплексное развитие городского пространства, направленное на сохранение здоровья жителей, - от теории пешеходного города, который побуждает человека к движению, до "здоровых улиц" - комфортных, безопасных и экологичных.
В настоящее время работа с зелеными территориями города направлена не только на обеспечение комфорта для жителей, но и на решение задач по сбережению энергии, экономному расходованию ресурсов, профилактике стихийных бедствий.
Обновление застроенных и создание новых территорий позволит качественно изменить облик центра Волгоградской области - города-героя Волгограда, сформировать точки притяжения граждан путем обеспечения их доступным жильем, безбарьерной средой, необходимой транспортной, социальной и коммунальной инфраструктурой, удовлетворяющей трудовые, социальные и культурные потребности населения.
Действующие и новые программы государственной поддержки способствуют решению жилищных потребностей граждан, что в свою очередь положительно отражается на укреплении института семьи и повышении уровня рождаемости.
В Волгоградской области проводится системная работа по реализации масштабных проектов комплексной жилой застройки в целях обеспечения жителей доступным и комфортным жильем. Создание инфраструктурных объектов в жилых комплексах осуществляется с учетом синхронизации разных национальных проектов.
В свою очередь, застройщиками осуществляется развитие коммерческой инфраструктуры и привлечение представителей малого и среднего бизнеса для открытия на территориях жилых комплексов предприятий торговли, здравоохранения, общественного питания, отдыха и спорта и других.

3. Новая градостроительная политика

3.1. Цифровая трансформация строительной отрасли
и сокращение инвестиционно-строительного цикла

Количество взаимодействий участников градостроительной отрасли с различными органами управления ежегодно превышает несколько миллионов транзакций. Наиболее массовыми операциями являются выдача градостроительного плана земельного участка, выдача разрешений на строительство, на ввод в эксплуатацию, получение уведомлений при начале и окончании строительства индивидуального жилого дома, а также процедуры в области экспертизы и строительного надзора, подключения объектов капитального строительства к инженерным сетям.
Повышению скорости и эффективности взаимодействия способствовали вывод 10 услуг в сфере строительства на единый портал государственных и муниципальных услуг. В настоящее время на территории Волгоградской области внедрена и успешно функционирует государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности. Между тем унификация и перевод в электронный вид мероприятий (услуг) в сфере строительства с интеграцией с федеральным порталом государственных услуг, развитие суперсервиса "Цифровое строительство", обеспечивающего "бесшовное" оказание услуг в сфере строительства, а также использование искусственного интеллекта при принятии решений в сфере строительства позволят обеспечить сокращение инвестиционно-строительного цикла и обеспечить возможность предоставления услуг в режиме 24/7.
Создание условий для взаимодействия всех участников инвестиционно-строительных процессов на базе единой цифровой среды, построение цифровой вертикали строительной отрасли и межведомственного взаимодействия органов, участвующих в градостроительной деятельности, внедрение систем искусственного интеллекта направлено на повышение эффективности работы отрасли.
Обеспечение завершения проводимых мероприятий в совокупности с созданием единой прогнозно-аналитической вертикали в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве позволят снизить административную нагрузку в рамках процедур, связанных с инвестиционно-строительным циклом, сократить транзакционные издержки взаимоотношений агентов и обеспечить оперативную и эффективную систему принятия управленческих решений на всех уровнях.
Цифровизация процедур в строительстве направлена как на решение конкретных отраслевых задач, так и на достижение показателей непосредственно цифровой зрелости.
Сформированная цифровая вертикаль строительной отрасли позволит:
повысить качество принимаемых управленческих решений при проектировании и строительстве и достичь тем самым максимального экономического и социального эффекта при планировании строительства объектов жилой, социальной и инженерной инфраструктуры (далее именуются - объекты инфраструктуры) в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе;
обеспечить использование накапливаемых в процессе строительства и градостроительной деятельности аналитических данных при прогнозировании социально-экономического развития региона в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе и осуществлять комплексное планирование не только строительной деятельности, но и требуемых для осуществления строительства ресурсов;
повысить качество разработки проектной документации и снизить количество ошибок при проектировании;
организовать взаимодействие всех участников строительного процесса разных уровней и обеспечить тем самым повышение качества строительства и сокращение инвестиционно-строительного цикла;
создать инфраструктуру для мониторинга и аналитики этапов жизненного цикла объектов инфраструктуры в целях рационального использования ресурсов при их строительстве, реконструкции, эксплуатации.
Для строительства одного объекта инфраструктуры требуется участие большого числа специалистов разных направлений, использующих в своей деятельности различные цифровые инструменты и сервисы. Взаимодействие всех участников отрасли на основе единых форматов и требований позволит сократить общие издержки и повысить финансовую эффективность, а формирование клиентоцентричных сервисов, в свою очередь, обеспечит общее сокращения длительности процедур.
Формирование единой информационной среды достигается путем создания полноценной цифровой вертикали строительной отрасли за счет синхронизации процессов и интеграции информационных систем, используемых участниками отношений, регулируемых законодательством о градостроительной деятельности.
Создание цифровой вертикали строительной отрасли позволит решить целый спектр задач: автоматизация и ускорение процессов, оптимизация затрат, минимизация ошибочных решений и другие.
Комплексный подход к цифровизации строительной отрасли может быть масштабирован и послужить основой для формирования аналогичных цифровых вертикалей в образовании, медицине и других направлениях, тем самым в короткие сроки удастся создать эффективную экосистему государственного управления с рациональным использованием бюджетных средств.
Цифровая вертикаль строительной отрасли объединяет информационные системы и цифровые сервисы (далее именуются - информационные системы), взаимодействующие друг с другом, тем самым создаются условия для перевода и хранения всех строительных и градостроительных документов в цифровом (машиночитаемом) виде.
В таких информационных системах размещаются различные сведения, документы и материалы об объектах строительства, градостроительном потенциале территорий, развитии территорий, об их застройке и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
С помощью информационных систем осуществляется учет объектов строительства и обмен необходимой строительной и градостроительной информацией как между участниками строительства, так и между органами власти и иными интересантами, а также рассмотрение, согласование, подписание указанной информации.
К строительной и градостроительной информации относятся схемы территориального планирования, генеральные планы, правила землепользования и застройки, проекты планировок территорий и проекты межевания территорий, результаты инженерных изысканий, проектная, исполнительная и рабочая документация для строительства и реконструкции, разрешение на строительство, уведомление о планируемом строительстве, акты проверок, уведомление об окончании строительства и многое другое.
Данные сведения консолидируются в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (далее именуется - ГИСОГД).
ГИСОГД - обновляемый в режиме реального времени банк достоверных данных, в том числе пространственных, содержащий сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
Перечень сведений, документов, материалов, включенных в ГИСОГД, определяется частью 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
ГИСОГД служит мощнейшим инструментом для управления развитием территории, отображает цифровую модель территории региона и позволяет принимать управленческие решения, основанные на данных с минимизацией затрат бюджетных средств, исключая возможность принятия ошибочных решений. ГИСОГД является основой для формирования пространственного цифрового двойника региона, с помощью которого возможно определение градостроительного потенциала территории и готовности к реализации объектов инфраструктуры исходя из особенностей и ее социально-экономических потребностей.
Развитие системы градостроительной документации и государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности запланировано до 2030 года.
В рамках цифровизации градостроительной деятельности и достижения вышеуказанных задач на территории Волгоградской области региональными программами предусмотрены следующие мероприятия:
перевод топографических планшетов масштаба 1:500 городских округов город-герой Волгоград и город Волжский в векторный формат;
строим в 1 клик;
строим умные объекты (использование технологий информационного моделирования);
создание и внедрение сервиса "Платформа строительных сервисов";
разработка и внедрение суперсервиса "Цифровое строительство";
ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

3.2. Территориально-пространственное развитие

Целью территориально-пространственного развития является обеспечение устойчивого и сбалансированного территориального планирования региона, направленного на использование потенциала территорий для экономического роста и на сокращение межмуниципальных различий в уровне и качестве жизни населения.
Для реализации указанных задач и предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
синхронизация документов территориального планирования, градостроительного и социального развития с целью объединения крупнейших инфраструктурных объектов федерального и регионального уровня и создание предпосылок для развития муниципальных образований региона;
актуализация электронной версии схемы территориального планирования, обеспечивающей систематизацию пространственных данных, разделов региональных нормативов градостроительного проектирования, а также обеспечение утверждения проектов планировки территории для размещения объектов регионального значения;
подготовка и утверждение документов территориального планирования, взаимоувязанных с документами федерального, регионального и муниципального уровня, что в целом обеспечит эффективное территориальное планирование, устойчивое социально-экономическое развитие региона, создаст условия для развития всех отраслей, ориентированных на создание комфортной среды, повышение инвестиционной привлекательности региона, создание комфортных градостроительных условий для ведения инвестиционной деятельности.

4. Новые жилищные возможности

Общая площадь жилищного фонда в Волгоградской области, по данным Федеральной службы государственной статистики, на конец 2022 года составила 64,1 млн. кв. метров, то есть на одного человека приходится 26 кв. метров.
Совокупный объем ввода жилья на территории Волгоградской области в 2011 - 2022 годах составил 9538 тыс. кв. метров. По итогам 2022 года объем ввода жилья составил 798,5 тыс. кв. метров [100 процентов к показателям 2021 года (796,8 тыс. кв. метров) и 101 процент к установленному плану на 2022 год (787 тыс. кв. метров)], в том числе многоквартирных домов - 290,7 тыс. кв. метров, индивидуальных жилых домов - 507,8 тыс. кв. метров.
В 2022 году выдано 114 разрешений на строительство многоквартирных домов площадью 430,2 тыс. кв. метров, что на 3 процента больше, чем в 2021 году (111 разрешений на строительство многоквартирных домов площадью 417,9 тыс. кв. метров).
В советский период осуществлялось строительство преимущественно многоквартирного жилья, доля индивидуальных жилых домов в общем объеме вводимого жилья не превышала 12 процентов. В 2022 году объем индивидуального жилищного строительства составил 64 процента. Рост доли индивидуального жилья в общем объеме вводимого жилья обусловлен повышением его привлекательности для населения и упрощением административных процедур, связанных со строительством и постановкой на государственный кадастровый учет объектов индивидуального жилищного строительства.
Стратегическими целями являются:
обеспечение доступности приобретения, строительства или аренды жилья не менее чем для 50 процентов жителей Волгоградской области;
ввод в 2022 - 2030 годах более 8000 тыс. кв. метров жилья, в том числе не менее 4500 тыс. кв. метров многоквартирных домов, не менее 3500 тыс. кв. метров индивидуальных жилых домов, и формирование основы для дальнейшего развития жилищного строительства.
Вызовами являются:
ограниченные финансовые возможности граждан и инструменты для приобретения жилья, притом что около половины граждан хотят улучшить жилищные условия;
несоответствие жилищных условий и городской инфраструктуры растущим запросам граждан относительно уровня комфорта, экологичности и безопасности жилья;
неэффективное использование территорий, на которых возможно жилищное строительство;
сложности с изъятием неэффективно используемых земельных участков, отсутствие свободных участков под застройку;
монополизированный рынок обеспечения застраиваемых территорий объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, отсутствие в основном в застроенных районах резервов мощностей для нового строительства, полное отсутствие на вновь застраиваемых территориях коммуникаций, сроки ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры не синхронизированы со сроками строительства домов;
для обеспечения достижения национальной цели по увеличению объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год в Российской Федерации и ввода в 2022 - 2030 годах более 8000 тыс. кв. метров в Волгоградской области необходимо обеспечение устойчивого роста реальных располагаемых денежных доходов населения, применение сбалансированного и комплексного подхода к планированию застройки городских территорий, который позволит полноценно реализовать градостроительный потенциал региона, и улучшение при этом общественного пространства для удобства и комфорта жителей.
Предусмотрены следующие мероприятия:
приоритетное применение механизмов комплексного развития территорий;
осуществление эффективного территориального планирования и градостроительного зонирования в целях сбалансированного пространственного развития городских агломераций и возрождения малых форм расселения;
синхронизация инвестиционных программ естественных монополий с планами жилищного строительства;
обеспечение территорий под жилищное строительство необходимой социальной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, в том числе с использованием финансовых инструментов, предусмотренных федеральным проектом "Инфраструктурное меню";
вовлечение в оборот земельных участков в объеме, необходимом для достижения национальной цели по увеличению объема жилищного строительства не менее чем 900 тыс. кв. метров в год;
реализация новой программы расселения аварийного жилищного фонда;
активное формирование и развитие рынка арендного жилья;
выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
совершенствование подходов к применению мер региональной поддержки жилищного строительства.
Результаты осуществления указанных мероприятий:
достигнуты объемы ввода жилья в размере не менее 900 тыс. кв. метров ежегодно;
достигнута обеспеченность населения жильем на уровне не менее 33,3 кв. метра на одного человека к 2030 году;
обеспечен объем многоквартирных домов, находящихся в стадии строительства, в размере не менее 1000 тыс. кв. метров;
созданы условия для ускоренной ликвидации накопившейся очереди отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
обеспечено превышение ежегодного объема расселения над ежегодным объемом признания жилья аварийным;
увеличены объемы индивидуального жилищного строительства, в том числе индустриальным способом.

4.1. Поддержка жилищного строительства в регионе

На территории региона в соответствии с Законом Волгоградской области от 30 июня 2015 г. в„– 85-ОД "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов" осуществляется поддержка инвестиционной деятельности путем предоставления земельных участков в аренду под жилую застройку без проведения торгов.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 02 марта 2010 г. в„– 2010-ОД "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области" государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области осуществляется в виде предоставление налоговых льгот, пониженных налоговых ставок, инвестиционного налогового вычета, установления льготного размера арендной платы за используемые в целях осуществления инвестиционной деятельности земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области и государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов и иные.
Инвестор вправе претендовать на несколько форм государственной поддержки, при этом совокупный размер всех предоставляемых форм государственной поддержки инвестиционной деятельности в денежном выражении не может превышать стоимости инвестиционного проекта. Порядок определения указанного совокупного размера устанавливается Администрацией Волгоградской области.
Также в регионе для развития строительной отрасли приняты законодательные стимулирующие меры в части снижения налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов в соответствии с законами Волгоградской области от 28 ноября 2003 г. в„– 888-ОД "О налоге на имущество организаций" и от 10 февраля 2009 г. в„– 1845-ОД "О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения".

4.2. Новые подходы к поддержке жилищного строительства

Основным сдерживающим фактором при строительстве жилья является необеспеченность инфраструктурой и значительная удаленность от застроенных территорий города. Данное обстоятельство требует дополнительных финансовых средств для их комплексного освоения и увеличивает затраты инвесторов, что приводит к удорожанию стоимости жилья.
Положительным опытом в решении такой задачи является привлечение федеральных средств на строительство инфраструктуры в рамках мероприятий по стимулированию развития жилищного строительства на территории субъектов Российской Федерации (далее именуется - программа "Стимул") федерального проекта "Жилье" национального проекта "Жилье и городская среда".
В 2016 - 2022 годах построены четыре детских сада на 880 мест, школа на 800 мест, инженерная сеть и 12 автомобильных дорог в семи крупных проектах комплексной застройки, при этом застройщиками обеспечен ввод 590 тыс. кв. метров жилья. На 2023 - 2024 годы по программе "Стимул" предусмотрено 2,3 млрд. рублей на финансирование восьми автодорог и строительство инженерных сетей.
Кроме того, для обеспечения территорий под жилищное строительство необходимой социальной, коммунальной, транспортной инфраструктурой на территории Волгоградской области используются финансовые инструменты, предусмотренные в рамках федерального проекта "Инфраструктурное меню".
Так, Волгоградской области в 2022 - 2025 годах на реализацию инфраструктурных проектов в рамках мероприятий федерального проекта "Инфраструктурное меню" предусмотрено 7235,0 млн. рублей бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, в том числе в 2022 году - 2162,7 млн. рублей, в 2023 году - 3239,2 млн. рублей, в 2024 году - 1381,9 млн. рублей, в 2025 году - 451,2 млн. рублей.
Средства бюджетных кредитов направляются на реализацию 5 проектов комплексной жилищной застройки (4 в Волгограде, 1 в Волжском).
За счет кредитных средств осуществляется строительство сетей водоснабжения и детского сада на 140 мест, разработка проектной документации на сети водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и электроснабжения, а также выполнение мероприятий по технологическому присоединению к инженерным сетям жилых комплексов и обновление городского транспорта (приобретение 112 троллейбусов и 60 автобусов).

4.3. Развитие ипотечного кредитования

Индикатором состояния строительного комплекса является развитие рынка ипотечного жилищного кредитования.
Весомую поддержку в части увеличения спроса на приобретение квартир у застройщиков оказали принятые на федеральном уровне льготные ипотечные программы, по которым процентные ставки установлены в диапазоне от 5 до 7 процентов (по ипотечным программам "Ипотека с государственной поддержкой", "Семейная ипотека", "Ипотека для IT-специалистов").
В 2022 году на территории Волгоградской области выдано 18155 ипотечных кредитов на сумму 53 млрд. рублей. Средневзвешенная процентная ставка зафиксирована в размере 6,82 процента (среднероссийский уровень - 6,65 процента, по Южному федеральному округу - 5,83 процента).
Наряду с федеральными ипотечными программами в Волгоградской области с 2013 года влияние на поддержку спроса на первичном рынке жилья оказывает региональная программа компенсации части расходов по оплате процентов по ипотеке, которой могут воспользоваться многодетные семьи (до 15 тыс. рублей ежемесячно в течение пяти лет), а также граждане, приобретающие жилье в бывших проблемных домах (до 15 тыс. рублей ежемесячно в течение двух лет). С 2013 года по настоящее время получателями компенсации в рамках настоящей программы стали 4,8 тыс. человек, которыми приобретено у застройщиков более 235 тыс. кв. метров жилья и инвестировано в строительную отрасль региона 9,8 млрд. рублей.
В связи с этим крайне важно сохранить финансирование из областного бюджета региональной программы компенсации части расходов по оплате процентов по ипотеке.
Вызовом является недоступность ипотеки для 50 процентов населения при значении рыночной ставки по ипотеке на уровне 9 - 10 процентов и отсутствие роста реальных доходов населения как основы для формирования долгосрочного стабильного спроса на жилье.
Задачами являются:
обеспечение доступности ипотеки за счет снижения ипотечной ставки;
обеспечение стабильного долгосрочного спроса на жилье и опережающего роста запуска новых проектов.
Для достижения указанных задач предусмотрены следующие мероприятия:
реализация комплекса мероприятий по достижению национальной цели "Улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно" в части снижения уровня процентной ставки по ипотечным кредитам;
развитие механизма ипотечного кредитования строительства индивидуальных жилых домов, в том числе льготных ипотечных программ, и строительства индивидуальных жилых домов гражданами самостоятельно;
реализация программ льготной ипотеки для отдельных категорий граждан для обеспечения устойчивого снижения ставок по ипотеке и стабильного спроса на новостройки. Для поддержки отдельных категорий граждан, в том числе семей с детьми, в случае реализации негативного макроэкономического сценария, снижения спроса на новое жилье потребуется оперативное изменение существующих параметров реализации ипотечных программ с государственной поддержкой и продление срока действия отдельных программ до 2030 года;
дифференцированное развитие ипотеки в регионе с использованием механизмов льготной ипотеки с государственной поддержкой;
развитие дополнительных финансовых механизмов приобретения жилья (накопительные жилищные счета, за счет которых заемщики смогут накопить первоначальный взнос и снизить ставку по ипотеке) и лучших региональных практик (жилье в рассрочку для отдельных категорий и других).

4.4. Развитие индивидуального жилищного строительства

Основными барьерами, сдерживающими развитие индивидуального жилищного строительства, являются:
низкая ликвидность построенных населением индивидуальных жилых домов;
низкий уровень развития ипотечного кредитования на цели строительства объектов индивидуального жилищного строительства.
Вызовами являются:
отсутствие земельных участков, подготовленных под строительство, в объеме, необходимом для достижения целевых показателей по вводу жилья;
отсутствие возможности подключения (технологического присоединения) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо его высокая стоимость.
Задачами являются:
вовлечение в оборот земельных участков в целях индивидуального жилищного строительства;
обеспечение доступности строительства или приобретения индивидуального жилого дома, в том числе за счет средств ипотечного кредита;
обеспечение возможности подключения (технологического присоединения) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения по доступной цене.
Для решения указанных задач предусмотрены следующие мероприятия:
ускорение процедур подготовки земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов;
предоставление земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства с обязательством государственной регистрации прав на построенные на них жилые дома в установленный срок;
формирование банка земельных участков с доступной инженерной и транспортной инфраструктурой;
оптимизация процедур по обеспечению объектов индивидуального жилищного строительства необходимой инженерной инфраструктурой;
внедрение реестра типовых проектов для строительства индивидуальных жилых домов;
создание условий для запуска массового строительства индивидуальных жилых домов индустриальным способом.
Результаты осуществления указанных мероприятий:
обеспечено развитие индивидуального жилищного строительства, достигнут объем ввода индивидуального жилищного строительства в размере 450 тыс. кв. метров ежегодно;
запущено массовое строительство индивидуальных жилых домов индустриальным способом.
Реализация указанных мероприятий по развитию индивидуального жилищного строительства позволит разгрузить административный центр Волгоградской области - город-герой Волгоград за счет внутренних миграций, даст импульс строительству в муниципальных образованиях Волгоградской области, а также позволит стабилизировать цены на квартиры в регионе.

4.5. Обеспечение устойчивого сокращения непригодного
для проживания жилищного фонда

Одним из социально значимых направлений улучшения жилищных условий граждан является ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда.
С 2019 года расселение аварийного жилья на территории Волгоградской области осуществляется в соответствии с региональным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Волгоградская область)" (далее именуется - региональный проект), направленным на достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", входящего в состав национального проекта "Жилье и городская среда".
Региональный проект является структурным элементом подпрограммы "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 18 февраля 2016 г. в„– 46-п (далее именуется - государственная программа Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области").
В рамках реализации регионального проекта выполняются мероприятия региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019 - 2025 годах", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 01 апреля 2019 г. в„– 141-п, при финансовой поддержке публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (до 13 декабря 2022 г. - государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства).
Указанная региональная адресная программа предусматривает расселение на территории 25 муниципальных образований Волгоградской области аварийного жилищного фонда площадью 172,07 тыс. кв. метров, признанного таковым до 01 января 2017 г., и включающего 320 многоквартирных домов, в которых проживают 11372 человека. На конец 2022 года ликвидирован аварийный жилищный фонд (нарастающим итогом) площадью 72,69 тыс. кв. метров с переселением 4981 человека. Оставшиеся 99,39 тыс. кв. метров аварийного жилья необходимо расселить до 01 сентября 2025 г. Жилищные условия улучшили 2010 семей, из них путем предоставления благоустроенных квартир - 1534 семьи, путем получения возмещения за изъятое аварийное жилье - 476 семей. Кроме того, восемь семей собственников жилых помещений, получивших выкуп, воспользовались дополнительной мерой поддержки в виде субсидии на приобретение нового жилья. Финансовое обеспечение мероприятий за 2019 - 2022 годы составило 6118,9 млн. рублей.
Волгоградской областью в 2008 - 2017 годах велась системная работа по ликвидации аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2012 г., в рамках 10 областных адресных программ. В общей сложности расселено 488 многоквартирных домов, в которых проживали 11915 человек в жилых помещениях площадью 176,73 тыс. кв. метров на территории 21 муниципального образования Волгоградской области. На эти цели потрачено 5627,9 млн. рублей.
Максимально достигнутые объемы ликвидации аварийного жилья пришлись на 2013 - 2017 годы, когда расселяемая площадь жилых помещений составила 79,09 тыс. кв. метров, а это 193 многоквартирных дома на территории 18 муниципальных образований Волгоградской области, в которых проживали 5062 человека. Такой результат был достигнут благодаря эффективной финансовой поддержки государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в размере 1346,5 млн. рублей.
Проблема непригодного для проживания жилищного фонда является одной из причин отрицательных социальных тенденций в обществе. Условия проживания в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными, оказывают негативное влияние на демографическую ситуацию, здоровье граждан, угрожают безопасности их проживания, понижают социальный статус граждан. Аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов региона, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры, снижает инвестиционную привлекательность муниципальных районов и городских округов Волгоградской области.
Всего в регионе признано аварийными до и после 01 января 2012 г. (по состоянию на 01 января 2023 г.) 843,99 тыс. кв. метров, в том числе после 01 января 2012 г. - 667,26 тыс. кв. метров. В действующую программу не вошло 494,95 тыс. кв. метров непригодного для проживания жилья.
Ветшание жилищного фонда - процесс постоянный и связан с физическим износом конструктивных элементов многоквартирных домов, несвоевременным проведением их капитального ремонта. Основным фактором, препятствующим устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда на территории Волгоградской области, является ежегодный прирост и, соответственно, накопление жилищного фонда, который признается аварийным по итогам его обследования.
Учитывая, что в среднем ежегодно признаются аварийными порядка 80,84 тыс. кв. метров жилья (2017 - 2022 годы), за 2023 - 2030 годы будут признаны непригодными для проживания 646,72 тыс. кв. метров жилищного фонда.
Региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда при финансовой поддержке федерального уровня позволят обновить жилищный фонд в Волгоградской области и обеспечат сокращение непригодного для проживания жилья.
По завершении всех мероприятий действующей региональной программы Волгоградская область приступит к реализации новой программы расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 01 января 2017 г. до 01 января 2022 г., который по состоянию на 01 января 2023 г. насчитывает 533 многоквартирных дома с проживанием 20674 человек на площади 370,3 тыс. кв. метров.
Вызовами являются:
темп прироста аварийного жилищного фонда превышает темп расселения, предусмотренный действующей программой;
высокая доля расходов бюджетных средств, направляемых на расселение аварийного жилищного фонда;
риски разрушения домов, признанных аварийными, поскольку они исключены из программы капитального ремонта, и возникновение угроз жизни и здоровью граждан;
отсутствие особенностей проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с высокой степенью износа в целях сдерживания их перехода из ветхого состояния в аварийное;
негативное влияние аварийных многоквартирных домов на качество городской среды, в том числе в связи с неосуществлением их сноса и утилизации отходов, образуемых в результате сноса домов.
Задачами являются:
наращивание темпов расселения аварийного жилищного фонда для обеспечения устойчивого сокращения аварийного жилищного фонда;
расширение использования механизма комплексного развития территорий жилой застройки при расселении ветхого и аварийного жилищного фонда;
развитие института арендного жилья при расселении аварийного жилищного фонда.
Для выполнения указанных задач предусмотрены следующие мероприятия:
реализация региональных программ, предусматривающих механизмы поддержки проектов комплексного развития территорий, а также развитие института наемного жилья;
создание за счет программы переселения из аварийного жилищного фонда наемного жилищного фонда в целях предоставления жилых помещений в некоммерческий наем на льготных условиях с правом выкупа таких жилых помещений.
Результат осуществления указанных мероприятий - реализация региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в объеме, позволяющем обеспечить сокращение непригодного для проживания жилищного фонда.

4.6. Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан

В регионе на постоянной основе осуществляются меры государственной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан (ветераны и инвалиды боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г., ветераны Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, вынужденные переселенцы, "чернобыльцы", "северяне", граждане, уволенные с военной службы, медицинские работники, граждане, имеющие трех или более детей), а также детей-сирот и молодых семей в рамках государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области".
Задачами указанной государственной программы являются:
удовлетворение потребности детей-сирот в обеспечении жилыми помещениями, соответствующими современным требованиям;
создание специализированного жилищного фонда Волгоградской области для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в том числе создание маневренного фонда специализированного жилищного фонда Волгоградской области;
обеспечение реализации жилищных прав молодых семей;
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства;
удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в обеспечении жилыми помещениями, соответствующими современным требованиям;
реализация жилищных прав отдельных категорий граждан, установленных законодательством;
обеспечение отдельных категорий граждан жилыми помещениями;
предоставление отдельным категориям граждан социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений.
Для достижения указанных задач предусмотрены следующие мероприятия:
обеспечение жильем детей-сирот;
предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой жилищным сертификатом;
обеспечение жильем молодых семей;
предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан (инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, ветеранам и инвалидам боевых действий, ветеранам Великой Отечественной войны);
обеспечение жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
обеспечение жильем граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченных жилыми помещениями для постоянного проживания и включенных территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
обеспечение жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы;
предоставление сертификатов на улучшение жилищных условий гражданам, имеющим трех и более детей, принятым на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно и нуждающимся в жилых помещениях, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно;
предоставление медицинским работникам государственных учреждений Волгоградской области в сфере здравоохранения жилищных сертификатов на приобретение или строительство жилых помещений.
В рамках государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области" в 2022 году решен жилищный вопрос 42 граждан и 319 семей.
Кроме того, выданы 80 сертификатов семьям, имеющим трех и более детей, 40 жилищных сертификатов медицинским работникам, обеспечены жильем 470 лиц из числа детей-сирот.
Успешная реализация указанных мероприятий позволит обеспечить жильем не менее 75 граждан/семей, относящихся к отдельным категориям, и не менее 689 молодых семей.
Кроме того, планируется предоставлять по 100 сертификатов ежегодно гражданам, имеющим трех и более детей, и медицинским работникам и обеспечивать жилыми помещениями в среднем 900 детей-сирот ежегодно.

5. Развитие жилищно-коммунального хозяйства

Услуги по водоснабжению и водоотведению потребителям Волгоградской области оказываются с использованием 2475 объектов водопроводно-канализационного хозяйства. Протяженность водопроводных сетей составляет 11,8 тыс. километров, канализационных сетей - 3 тыс. километров.
Теплоснабжение жителей и социально значимых объектов Волгоградской области осуществляется с использованием 913 источников теплоснабжения, протяженность тепловых сетей составляет 2,2 тыс. километров в двухтрубном исчислении.
Деятельность в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на территории Волгоградской области осуществляют 240 предприятий (предприятия теплоснабжения - 49, предприятия водоснабжения и водоотведения - 146, многоотраслевые предприятия - 45). Из них 115 организаций коммунального комплекса имеют просроченный долг за топливно-энергетические ресурсы 2888,1 млн. рублей, в том числе за газ - 1799,7 млн. рублей, за электроэнергию - 901 млн. рублей, за покупную тепловую энергию (топливо) - 187,3 млн. рублей.
В рамках концессионного соглашения за 2016 - 2022 годы инвестиции составили 4,9 млрд. рублей, что позволило осуществить:
строительство новых котельных в количестве 6 штук;
реконструкцию существующих котельных в количестве 11 штук;
реконструкцию существующих ЦТП в количестве 39 штук;
строительство и реконструкцию тепловых сетей протяженностью в пересчете на условный диаметр в двухтрубном исполнении 54,88 пог. километра;
реконструкцию сетей горячего водоснабжения протяженностью в пересчете на условный диаметр в однотрубном исполнении 28 пог. километров;
заизолировать тепловых сетей протяженностью в двухтрубном исполнении 5,02 километра.
Целью развития жилищно-коммунального хозяйства является комплексное развитие и модернизация систем инженерной инфраструктуры и энергетики региона.
В рамках направления "Инженерная инфраструктура и энергетика" необходимо решить следующие задачи:
развитие систем водоснабжения и водоотведения;
создание и реконструкция объектов теплоснабжения;
создание и реконструкция объектов электроснабжения;
развитие систем газоснабжения Волгоградской области;
внедрение энергосберегающих технологий и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении, системах коммунальной инфраструктуры и жилищном комплексе Волгоградской области.

5.1. Теплоснабжение

Текущее состояние систем централизованного теплоснабжения характеризуется недостаточными показателями надежности, энергоэффективности, в связи с чем необходимо обеспечить модернизацию действующих мощностей, в том числе посредством технического перевооружения отопительных котельных.
Вызовами являются:
рост изношенности и аварийности объектов теплосетевого комплекса. При существующем удельном весе сетей теплоснабжения, нуждающихся в замене, который составляет около 44,3 процента, фактически ежегодно обновляется порядка 2 процентов тепловых сетей от нуждающихся в замене;
высокий уровень потерь тепловой энергии при выработке и передаче конечному потребителю;
эксплуатация неэффективных отопительных котельных, использующих технически и морально устаревшее оборудование. В значительной степени убыточность таких отопительных котельных связана с ростом стоимости используемого топлива. В структуре себестоимости предприятий тепловой генерации расходы на закупку топлива варьируются в диапазоне 50 - 65 процентов в зависимости от источника теплоснабжения;
дефицит источников финансирования (тарифных, нетарифных, внебюджетных) для обеспечения необходимых темпов модернизации систем централизованного теплоснабжения.
Задачами являются:
доведение темпов замены сетей теплоснабжения до уровня не менее 5 процентов в год;
повышение эффективности тарифных источников финансирования капитальных затрат и бюджетных инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности отрасли для частных компаний;
снижение потерь, повышение энергетической эффективности сферы теплоснабжения и снижение аварийности на сетях теплоснабжения и объектах капитального строительства сферы теплоснабжения.
Для выполнения указанных задач предусмотрены следующие мероприятия:
проведение оценки состояния систем теплоснабжения на постоянной основе;
обновление объектов теплоснабжения посредством реализации программы модернизации коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы с прогнозом до 2030 года;
повышение качества схем теплоснабжения, разрабатываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере теплоснабжения;
разработка подходов к долгосрочному планированию расходования средств застройщика в виде платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям.
Результаты осуществления указанных мероприятий:
ежегодное снижение уровня потерь тепловой энергии и аварийности на тепловых сетях, в том числе за счет увеличенного темпа обновления объектов теплосетевой инфраструктуры;
улучшение показателей надежности и энергоэффективности систем теплоснабжения, в том числе снижение удельного расхода топлива, увеличение доли использования в виде топлива природного и сжиженного газа;
развитие магистральных и распределительных сетей теплоснабжения, в том числе для надежного и качественного обеспечения потребностей нового жилищного строительства;
повышение эффективности муниципальных унитарных предприятий, эксплуатирующих отопительные котельные;
доля привлеченных средств, в том числе средств частных инвесторов, а также средств, привлекаемых регионом на возвратной основе, в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения за весь период реализации Стратегии составит не менее 30 процентов.

5.2. Водоснабжение

Текущее состояние систем централизованного водоснабжения характеризуется недостаточными показателями надежности обеспечения потребителей качественной питьевой водой, а также высоким аварийным износом сетей водоснабжения, приводящим к большим потерям, в связи с чем необходимо обеспечить реконструкцию и модернизацию водопроводных сетей.
Вызовами являются:
высокий уровень накопленного износа основных фондов и сетевого хозяйства в сфере водоснабжения, не позволяющий предоставлять потребителям питьевую воду, удовлетворяющую нормативным требованиям;
высокий уровень потерь на сетях водоснабжения, в том числе в связи с наличием незаконных подключений;
низкий уровень обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой;
низкая инвестиционная привлекательность отрасли, обусловленная дефицитом тарифных источников финансирования капитальных вложений.
Задачами являются:
обеспечение потребителей качественной питьевой водой;
доведение доли сельского населения, обеспеченного качественной питьевой водой, до уровня доли городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой;
повышение темпов замены сетей водоснабжения до уровня не менее 5 процентов в год;
сокращение нормативных и коммерческих потерь на сетях водоснабжения, снижение уровня аварийности на сетях и объектах водоснабжения;
повышение качества разработки схем водоснабжения в части их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации;
разработка мер стимулирования для привлечения внебюджетных источников финансирования при реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере водоснабжения.
Для выполнения указанных задач предусмотрены следующие мероприятия:
проведение оценки состояния централизованных систем водоснабжения на постоянной основе;
введение требования о ежегодной актуализации схем водоснабжения и водоотведения, передача полномочий по их утверждению и актуализации на уровень региона;
разработка и реализация комплексного плана по повышению обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой;
отказ от разработки и утверждения производственных программ ресурсоснабжающей организации в пользу обязательного наличия инвестиционной программы ресурсоснабжающей организации;
стимулирование увеличения объема и доли внебюджетных источников финансирования реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере водоснабжения;
создание упрощенного механизма передачи бесхозяйных объектов и сетей водоснабжения в государственную (муниципальную) собственность;
создание механизмов реализации проектов по модернизации действующих или строительству новых централизованных систем водоснабжения, в том числе на основе принципов государственно-частного партнерства;
обновление объектов водоснабжения посредством реализации программы модернизации коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы с прогнозом до 2030 года в рамках комплекса инструментов, предусмотренных федеральным проектом "Инфраструктурное меню".
Результаты осуществления указанных мероприятий:
увеличение до 91,1 процента доли населения региона, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованных источников водоснабжения, в том числе за счет увеличения доли обеспеченности качественной питьевой водой сельского населения;
повышен уровень надежности и эффективности систем водоснабжения, обеспечено сокращение коммерческих и нормативных потерь воды на сетях водоснабжения, снижен уровень аварийности на сетях и объектах водоснабжения;
доля привлеченных средств, в том числе средств частных инвесторов, а также средств, привлекаемых регионом на возвратной основе, в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения за весь период реализации Стратегии составляет не менее 30 процентов.

5.3. Водоотведение

Текущее состояние систем централизованного водоотведения характеризуется высоким износом канализационных сетей, что приводит к попаданию неочищенных стоков на рельеф местности и в водные объекты, в связи с чем необходимо обеспечить реконструкцию/модернизацию канализационных сетей, а также канализационных очистных сооружений для снижения негативного воздействия на окружающую среду путем повышения качества очистки сточных вод.
Вызовами являются:
высокий уровень накопленного износа основных фондов и сетевого хозяйства организаций в сфере водоотведения, что приводит к загрязнению почв, поверхностных и подземных источников водоснабжения;
отсутствие нормативной работы системы поверхностного водоотвода в населенных пунктах делает невозможным применение механизмов государственно-частного партнерства и привлечение внебюджетных источников финансирования при строительстве (реконструкции) систем поверхностного водоотвода;
недостаточно развиты системы централизованного водоотведения и очистки коммунальных бытовых стоков - около 20 процентов населения проживают в условиях отсутствия централизованных или локальных очистных сооружений, значительное количество социально значимых объектов в малых и средних населенных пунктах не обеспечено системами централизованного водоотведения и очистки бытовых стоков.
Задачами являются:
обеспечение сохранности источников питьевого водоснабжения и экологической безопасности водных ресурсов;
повышение темпов замены сетей водоотведения до уровня не менее 5 процентов в год;
снижение уровня аварийности на сетях водоотведения;
повышение качества разработки схем водоотведения в части их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации;
разработка мер стимулирования для привлечения внебюджетных источников финансирования при реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере водоотведения.
Для достижения указанных задач предусмотрены следующие мероприятия:
проведение оценки состояния централизованных систем водоотведения на постоянной основе;
введение требования о ежегодной актуализации схем водоснабжения и водоотведения и передача полномочий по их утверждению и актуализации на уровень региона;
отказ от разработки и утверждения производственных программ ресурсоснабжающей организации в пользу обязательного наличия инвестиционной программы ресурсоснабжающей организации;
стимулирование увеличения объема и доли внебюджетных источников финансирования при реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере водоотведения;
создание механизма передачи бесхозяйных объектов и сетей поверхностного водоотвода в государственную (муниципальную) собственность;
создание механизмов реализации проектов по модернизации действующих или строительству новых централизованных систем водоотведения поверхностного стока, в том числе на основе принципов государственно-частного партнерства;
разработка мер в целях поддержки развития систем централизованной очистки коммунальных бытовых стоков в малых и средних населенных пунктах и местах компактного проживания граждан;
разработка мер в целях поддержки развития инвестиционных проектов в сфере очистки и обеззараживания коммунальных бытовых стоков, сбора и утилизации биогаза с очистных сооружений коммунальных бытовых стоков;
обновление объектов водоотведения посредством реализации программы модернизации коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы с прогнозом до 2030 года в рамках комплекса инструментов, предусмотренных федеральным проектом "Инфраструктурное меню".
Результаты осуществления указанных мероприятий:
повышение уровня надежности и эффективности систем водоотведения, снижение уровня аварийности на сетях и объектах водоотведения;
сокращение сброса загрязненных сточных вод в водные объекты, определенные как ключевые водные объекты региона;
восстановление нормативной работы существующих систем поверхностного водоотвода в населенных пунктах и создание новых систем;
доля привлеченных средств, в том числе средств частных инвесторов, а также средств, привлекаемых регионом на возвратной основе, в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения за весь период реализации Стратегии составляет не менее 30 процентов.

5.4. Формирование комфортной городской среды

Приоритетность благоустройства территорий определяется муниципальными образованиями, в том числе по итогам голосования жителей.
Задачами являются:
сокращение количества городов с неблагоприятной городской средой;
ежегодный прирост индекса качества городской среды;
увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды.
Для достижения указанных задач предусмотрены следующие мероприятия:
создание комфортных и безопасных общественных территорий, сохранение и развитие пространств населенных пунктов;
синхронизация мероприятий по благоустройству с программой модернизации систем коммунальной инфраструктуры, капитального ремонта;
формирование и совершенствование нормативной правовой базы, предусматривающей повышение ответственности и активности жителей в вопросах благоустройства.
Результаты осуществления указанных мероприятий:
улучшение качества городской среды в 1,5 раза по отношению к 2019 году;
сокращение количества городов с неблагоприятной городской средой в 2 раза по сравнению с 2019 годом (не менее 11 городов станут городами с благоприятной городской средой);
повышение уровня активности граждан, в том числе вовлечение не менее 30 процентов граждан старше 14 лет в решение вопросов развития городской среды;
благоустройство не менее 714 общественных территорий, выполняющих оздоровительные, культурно-эстетические, рекреационные функции.

6. Цифровая трансформация строительной отрасли
и жилищно-коммунального хозяйства

Вызовом отрасли жилищно-коммунального хозяйства является в том числе внедрение в сферу жилищно-коммунального хозяйства новых технологий, автоматизации и цифровизации.
Задача отрасли жилищно-коммунального хозяйства - преобразование посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.
В связи с этим одно из основных мероприятий - разработка механизмов цифровизации жилищно-коммунального хозяйства, в случае развития и модернизации федеральной государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

7. Мониторинг реализации Стратегии

Координация и методическое обеспечение разработки и корректировки Стратегии обеспечиваются комитетом строительства Волгоградской области.
Реализация Стратегии осуществляется органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, институтами развития и научными организациями, профессиональным и бизнес-сообществом строительной отрасли в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности.
Мониторинг достижения целей, решения задач и выполнения мероприятий национальных проектов, содержащих результаты для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, осуществляется на основе государственной автоматизированной информационной системы "Управление".
Выстраивание аналитически-прогнозной вертикали для отрасли позволит обеспечивать подробный анализ и получать сведения с детализацией до отдельных объектов капитального строительства.
Статистические сведения, в том числе по динамике ввода жилья, обеспечиваются работой единой информационной системы жилищного строительства.
Источником получения сведений на стадии эксплуатации объектов выступает автоматизированная информационная система "Реформа ЖКХ".
Показатели признания и расселения аварийного жилищного фонда в Волгоградской области размещаются в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ", оператором которой является публично-правовая компания "Фонд развития территорий".
Источником получения данных также являются государственные информационные системы градостроительной деятельности Волгоградской области.
Обеспечение интеграции указанных систем и информационных систем в предмете ведения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также создание цифровых продуктов для принятия управленческих решений в градостроительной области и в сфере пространственного планирования на федеральном уровне позволят в последующем снизить длительность инвестиционно-строительного цикла, повысить эффективность государственной градостроительной политики и отражать в режиме реального времени статус объекта капитального строительства на всем протяжении его жизненного цикла.
Показатели развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года представлены в приложении к Стратегии.

8. Сценарии и риски реализации Стратегии

На реализацию целей и задач Стратегии будут влиять параметры макроэкономической конъюнктуры, социальные и политические факторы, а также региональные и местные социально-экономические условия и особенности территории Волгоградской области.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Волгоградской области на период до 2035 года ожидается, что сохранится тенденция снижения уровня безработицы и увеличения реальных доходов населения за счет ускорения темпов экономического роста. Тенденции социально-экономического развития должны способствовать повышению спроса на строительные услуги, платежеспособного спроса на жилье, снижению доли расходов на жилищно-коммунальные услуги в потребительских расходах населения в среднем по Российской Федерации и повышению собираемости платы за жилищно-коммунальные услуги.
При этом проблема социального неравенства и региональной дифференциации доходов населения будет сохраняться, приоритет по социальной защите и государственной поддержке отдельных групп населения не утратит свою актуальность на весь период реализации Стратегии.
Значительное влияние на развитие строительной отрасли и сферы жилищно-коммунального хозяйства оказывают социальные факторы, включая задачи по социальной поддержке населения. Вопросы стоимости и доступности жилья, социальной инфраструктуры и жилищно-коммунальных услуг сохраняют свою значимость для населения и будут актуальны в долгосрочной перспективе.
Основными эффектами, ожидаемыми по итогам реализации мероприятий Стратегии, являются:
социальные эффекты:
улучшение жилищных условий граждан за счет повышения доступности жилья, в том числе путем сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, развития жилищно-коммунальной сферы;
повышение комфортности городской среды за счет создания благоустроенных общественных пространств, благоустройства дворовых территорий;
повышение качества коммунальных услуг за счет модернизации коммунальной инфраструктуры, снижения потерь и ограничений в предоставлении коммунальных ресурсов, вызванных аварийными инцидентами, и привлечения внебюджетных источников финансирования в объекты коммунальной инфраструктуры;
повышение уровня удовлетворенности граждан жилищными условиями и предоставляемыми жилищно-коммунальными услугами, в том числе за счет повышения качества услуг, приведения в нормативное состояние объектов жилищного фонда, повышения конкурентоспособности организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
экономические эффекты:
повышение конкурентоспособности строительной отрасли за счет сокращения инвестиционно-строительного цикла, актуализации нормативов и технических требований, а также применения инновационных технологий;
рост объемов работ за счет снятия ограничений по обеспечению необходимой инфраструктурой объектов в рамках реализации новых инвестиционных проектов в различных сферах региональной экономики путем создания (модернизации) объектов инфраструктуры;
сокращение сроков и затрат инвестиционно-строительного цикла объектов капитального строительства за счет сокращения административных барьеров, повышения уровня цифровой зрелости участников градостроительной деятельности, повышения производительности труда, оперативного внедрения новых технологий;
повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли;
снижение административной нагрузки;
повышение оперативности и эффективности управленческих решений на всех уровнях;
повышение эффективности капитальных вложений;
увеличение спроса на продукцию отечественного машиностроения, обрабатывающих производств в рамках импортозамещения и локализации производства строительных материалов, оборудования для нужд отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства на территории Волгоградской области;
увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней и поступлений во внебюджетные фонды за счет увеличения объемов прибыли организаций.
Кроме того, реализация мероприятий Стратегии не только будет способствовать улучшению жилищных условий граждан, развитию строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, но и окажет мультипликативный эффект на смежные секторы экономики и социальную сферу.

9. Вызовы, связанные с действием временных негативных
факторов, в том числе внешних

С февраля 2022 г. наблюдаются существенные изменения экономических условий - ухудшение рыночной конъюнктуры, высокая волатильность на финансовом рынке и резкие колебания курса национальной валюты, вызванные в том числе внешнеполитическими обстоятельствами, а также торговые, транспортные и технологические ограничения, вызванные введением санкций. Применительно к отраслям строительства и жилищно-коммунального хозяйства следствием указанных обстоятельств являются дефицит строительных ресурсов и оборудования импортного производства, существенный рост стоимости ресурсов (в том числе строительных материалов, топлива), дефицит кадров, нарушение логистических цепочек, а также сокращение спроса на новое строительство ввиду снижения доступности ипотеки и сокращения доходов граждан.
В текущих условиях, а также при возникновении аналогичных факторов в период реализации Стратегии возрастают риски сокращения объемов нового строительства, снижения финансовой устойчивости строительных организаций и организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства, неисполнения инвестиционных и производственных программ.
К первой группе вызовов относятся:
сокращение спроса на жилье;
снижение объемов частных инвестиций в жилищное строительство в связи с падением реальных располагаемых доходов населения и общим спадом экономики.
Предусмотрены следующие мероприятия:
реализация льготных ипотечных программ;
распространение льготных ипотечных программ на строительство объектов индивидуального жилищного строительства собственными силами граждан.
Результат осуществления указанных мероприятий - отсутствие существенного снижения спроса и объема частных инвестиций в жилищное строительство за счет своевременных мер поддержки.
Ко второй группе вызовов относятся:
замедление темпов жилищного строительства и сокращение его объемов;
снижение темпов обновления систем коммунальной инфраструктуры, вызванное в том числе ростом стоимости строительных материалов и услуг в связи с введенными ограничениями.
Предусмотрены следующие мероприятия:
реализация программ поддержки жилищного строительства, в том числе программы поддержки низкомаржинальных проектов жилищного строительства, программы стимулирования жилищного строительства;
запуск пятилетней программы модернизации коммунальной инфраструктуры;
упрощение процедур предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансирования проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры за счет средств Фонда национального благосостояния;
временное упрощение процедур таможенного оформления импортируемой продукции и установление приоритета при таможенном оформлении оборудования, комплектующих и запасных частей на российских железных дорогах и пунктах пропуска и портах;
формирование перечня критически важных импортируемых товаров;
переориентация импорта строительных материалов, строительных машин, оборудования, в том числе для производства строительных материалов, локализация производства на территории Волгоградской области;
формирование новых логистических цепочек поставок, транспортных коридоров;
импортозамещение строительных материалов, изделий, конструкций, инженерного и технологического оборудования, а также комплектующих и запасных частей для строительных машин и оборудования.
Результаты осуществления указанных мероприятий:
не допущено замедление темпов и сокращение объемов жилищного строительства, а также снижение темпов обновления систем коммунальной инфраструктуры;
обеспечена финансовая устойчивость и платежеспособность организаций строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
К третьей группе вызовов относится существующий алгоритм прохождения обязательных административных процедур в сфере градостроительства, который негативно сказывается на темпах строительства в условиях, когда важно обеспечить ускоренный выход на строительную площадку.
Предусмотрены следующие мероприятия:
существенное упрощение и сокращение сроков подготовки земельных участков для строительства на период действия негативных факторов;
сокращение до одного месяца срока согласования с федеральными органами исполнительной власти генеральных планов городских округов и поселений и внесения изменений в них, проведение публичных слушаний по указанным документам территориального планирования только в тех населенных пунктах, на которые эти изменения распространяются;
установление особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе в части оценки соответствия требованиям в области охраны окружающей среды и охраны объектов культурного наследия без дополнительного проведения соответствующих экспертиз, достоверности определения сметной стоимости в отношении отдельных объектов, стоимость которых не превышает определенную сумму;
установление отдельных особенностей градостроительной деятельности, предусматривающих в том числе продление сроков действия разрешительной документации, а также упрощение порядка строительства инфраструктурных объектов;
сокращение обязательных требований, применяемых в строительстве в соответствии с техническим регламентом (перевод обязательных требований в добровольные).
Результат осуществления указанных мероприятий - повышение инвестиционной привлекательности и рентабельности инвестиционных проектов в сфере строительства за счет снижения административной нагрузки.
К четвертой группе вызовов относится снижение эффективности государственных капитальных вложений в связи с недостаточностью в порядке управления капитальными вложениями инструментов реагирования на действие внешних негативных факторов.
Предусмотрены следующие мероприятия:
реализация региональной комплексной программы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры на территории Волгоградской области на 2023 - 2027 годы;
формирование региональной программы по модернизации коммунальной инфраструктуры на территории Волгоградской области на 2023 - 2027 годы;
первоочередное финансирование объектов капитального строительства, включенных в комплексную программу по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры на территории Волгоградской области на 2023 - 2027 годы;
упрощение и ускорение расчетов за поставленные товары, в том числе стройматериалы, при казначейском сопровождении государственных (муниципальных) контрактов (договоров, соглашений);
мораторий на запросы информации и проверки (за исключением проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации проверок в рамках контроля, налоговых и валютных проверок) в отношении государственных заказчиков и главных распорядителей бюджетных средств;
перенос на 01 января 2023 г. перехода на применение ресурсно-индексного метода определения сметной стоимости строительства.
Результат осуществления указанных мероприятий - повышение эффективности государственных капитальных вложений в условиях внешнего санкционного давления за счет обеспечения гибкости и оперативности системы управления капитальными вложениями.
К пятой группе вызовов относится замедление процесса развития и модернизации отраслевых информационных систем в связи с недоступностью IT-товаров, программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения для всех этапов жизненного цикла объектов капитального строительства и объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Предусмотрены мероприятия по поддержке разработки отечественных решений для всех участников и этапов жизненного цикла объекта капитального строительства с применением технологий информационного моделирования и цифрового взаимодействия всех участников.
Результатом осуществления указанных мероприятий является сохранение темпов развития и модернизации отраслевых информационных систем.





Приложение
к Стратегии развития
строительной отрасли
и жилищно-коммунального
хозяйства Волгоградской
области на период до 2030 года
с прогнозом до 2035 года

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

N
п/п
Наименование показателей
Единица измерения
2022 год
базовый
2023 год
2024 год
2025 год
2030 год
2035 год
Источник
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1. Строительство
1.1.
Объем жилищного строительства, в том числе:
тыс. кв. метров
798,5
727
789
790
900
950
Волгоградстат
1.1.1.
Многоквартирные жилые дома
тыс. кв. метров
290,7
315
374
370
450
500
Волгоградстат
1.1.2.
Индивидуальное жилищное строительство
тыс. кв. метров
507,8
412
415
420
450
450
Управление Росреестра по Волгоградской области
1.2.
Градостроительный потенциал земельных участков, вовлеченных в оборот в целях жилищного строительства (с учетом действующих разрешений на строительство)
тыс. кв. метров
746,8
750
755
796
800
810
Волгоградстат
1.3.
Объем жилищного строительства по программе "Стимул"
тыс. кв. метров
77
76
80
80
90
150
Волгоградстат
1.4.
Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, в том числе:
тыс. кв. метров







1.4.1.
Количество квадратных метров расселенного непригодного для проживания жилищного фонда (нарастающим итогом)
тыс. кв. метров
72,69
87,65
128,29
43,78
210,93
-
АИС "Реформа ЖКХ"
1.4.2.
Количество граждан, расселенных из непригодного для проживания жилищного фонда (нарастающим итогом)
тыс. человек
4,98
5,47
7,14
4,23
11,11
-
АИС "Реформа ЖКХ"
2. Жилищно-коммунальное хозяйство и городская среда
2.1.
Темпы замены сетевой инфраструктуры в теплоснабжении
процентов протяженности
2
2,2
2,4
2,6
>= 5
>= 5
Министерство строительства Российской Федерации
2.2.
Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения (нарастающим итогом к показателям федерального проекта "Чистая вода")
процентов протяженности
87,5
не менее 87
90,1
90,6
91,1
91,1
ЕМИСС
2.2.1.
Темпы замены сетевой инфраструктуры в водоснабжении
процентов протяженности
1
1,5
2
2,7
>= 5
>= 5
Министерство строительства Российской Федерации
2.3.
Темпы замены сетевой инфраструктуры в водоотведении
процентов протяженности
0,4
1
1,6
2,1
>= 5
>= 5
Министерство строительства Российской Федерации
2.4.
Доля общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, проведенных посредством электронного голосования, в общем количестве проведенных общих собраний собственников
процентов
-
-
15
40
80
80
данные инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
2.5.
Повышение комфорта, качества и уровня жизни граждан:








2.5.1.
Индекс качества городской среды
баллов
186
193
198
200
<*>
<*>
Министерство строительства Российской Федерации
2.5.2.
Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к показателям 2019 года
процентов
17
21
26
26
<*>
<*>
Министерство строительства Российской Федерации
2.5.3.
Количество благоустроенных общественных территорий (нарастающим итогом с 2019 года)
единиц
507
597
714
714
714
714
Министерство строительства Российской Федерации
2.5.4.
Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды, от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территориях которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды
процентов
23,3
25
30
45
45
45
Министерство строительства Российской Федерации

--------------------------------
<*> Корректировка указанных значений показателей будет проведена после соответствующего утверждения значений целевых показателей федерального проекта "Формирование комфортной городской среды".


------------------------------------------------------------------